Проект «Собор Святого петРА» был создан в рамках воркшопа "От современного искусства к архитектуре". Впервые опубликован в журнале "Проект Россия" Кураторы группы: Варвара Ламбрихт (МАрхИ), Марат Невлютов (НИИТИАГ) Команда: София Парфенова (СПБГУ), Андрей Полуместный (МАрхИ), Ирина Тарасик (ГУЗ), Екатерина Фролова (МАрхИ), Никита Ермолаев (ВШЭ) Какое произведение мы выбрали для анализа? Наша команда взяла в работу проект Хонгжи Янга - «Получеловеческая ваза». Художник создает на 3д-принтере полимерную структуру в форме вазы, на которой впоследствии выращивает человеческие клетки. Янг настаивает, что искусство должно быть создано из нас самих, даже если необходимо вложить много труда и применить сложные научные технологии. Свой проект «Получеловеческой вазы» он описывает как новый ремесленный способ создания портрета человека, который в прямом смысле несет информацию о нем и может быть рассмотрен как человеческое дитя, рожденное неполовым путем. Какие стратегии мы можем изъять из художественного произведения? Это произведение вызвало сильный эмоциональный отклик в нашей команде. Мы попытались понять, какова главная идея проекта, какие вопросы поднимает автор, в контексте каких дискуссий производится художественное высказывание, как связаны форма и материал со смыслом высказывания и, наконец, что делает выбранный нами объект искусства таким неприятным и тревожащим. В проекте Хонгжи Янга явно присутствует оппозиция классической формы вазы и неклассического материала из человеческих клеток. В их столкновении мы обнаружили, как нечто жуткое, неузнаваемое, аморальное может прорываться в узнаваемой, высокой, укоренившейся в культуре форме. В процессе размышлений над этой оппозицией у нас возникали различные образы, которые мы воплотили в небольших художественных экспериментах. 1. Вечеря клонирования Иуды. «Получеловеческая ваза» обозначает проблему, лежащую в контексте научных дискуссий об этике выращивания человеческих клеток, органов и тканей вне человеческого тела. Этическая проблема возникает из-за устоявшегося в культуре представления о неприкосновенности, божественности человеческого тела. Радикальная трансформация, отчуждение, дублирование тела осуждается обществом, так как эти процессы делают видимыми природное в человеке – то что ранее было привычным и незаметным становится вдруг неузнаваемым. Аналогичную реакцию вызывает идея клонирования. Мы решили использовать этот эффект в классическом произведении – «Тайной вечери» художника Леонардо да Винчи. Как изменились бы события Евангелия, если бы Иуда был не один? Что не так с Собором Святого Петра? В итоговом проекте мы постарались использовать все стратегии, обнаруженные у Хонгжи Янга. Художник обращается к истокам человеческой цивилизации - к классической форме амфоры. Подобный объект искусства появлялся в разных культурах и свидетельствовал о достаточно высоком уровне развития искусства. В Античной Греции ваза была прочно ассоциирована с человеком – названия ее составных частей повторяли название частей тела. Такая антропоморфизация реальности проявлялась и в архитектуре, а именно в пропорциях и устройстве ордера. Можно предположить, что Янг действует аналогичным образом, делая вазу еще более человечной. Но на самом деле он переступает тонкую грань, которая разделяет подражание и оживление, рукотворное и самопорождающее. Как воплотить синтез искусственного и естественного? Как выглядит и действует архитектура, обладающая своим независимым бытием? Чтобы ответить на эти вопросы, мы обратились к форме обелиска. Наиболее известная его вариация с пирамидальным завершением возникла в Древнем Египте и была распространена по всему миру. В процессе эволюции западной цивилизации обелиск стал обязательным элементом ансамбля с площадью и купольным собором, который распознается в современной культуре как классический. Самый узнаваемый такой ансамбль в Ватикане, он включает в себя собор Святого Петра, площадь Святого Петра и Ватиканский обелиск, специально привезенный из Египта в Рим. Распространение обелиска по всему миру нам показалось аналогичным природному процессу размножения или заражения – он расселился подобно инвазивному растению в местах, никогда не знавших подобных видов. Идею живой архитектуры мы решили поддержать воплощением в проекте тех природных способов формообразования, которые отталкивают, не позволяют антропоморфизировать архитектуру. Многочисленные глаза паукообразных, одновременное прорастание тел грибов, мутации конечностей у людей и животных демонстрируют пугающую, пульсирующую, чужую для человека, но подлинную жизнь. Мы соединили эти элементы, поместили их в ансамбль собора Святого Петра и стали наблюдать как преобразуется типологическая архитектурная взаимосвязь ансамбля площади с обелиском. Элемент, который должен являться центральным ориентиром, организующим вокруг себя пространство обитания для людей, оживает и заполняет собой всё, полностью вытесняя человека и становясь единственным обитателем площади. История одной египетской стелы «Как известно, древние египтяне обладали разными сакральными знаниями. Так секреты алхимии позволяли им выращивать особых, похожих на червей существ. Они тянулись к верхнему миру и помогали египтянам поддерживать связь с богом солнца - Ра. Постепенно существа размножились и заполонили всю страну. Для их роста требовались определенные условия – жара и много солнечного света. Со временем в Египте стало холоднее, участились осадки. Когда поверхность земли охлаждалась, существа приобретали форму окаменевшего луча солнца - обелиска. Постепенно все существа в Египте перестали размножаться и превратились в каменные изваяния. После того как Клеопатра покончила жизнь самоубийством, Рим захватил контроль над Египтом. Римляне были поражены величием обелисков. Вместе с сокровищами древних фараонов они вывозили в свою страну и обелиски, не догадываясь об их истинной природе. Окаменевшие существа оказались установлены в самых неожиданных местах, в самых разных странах. Один обелиск все время менял свое место и нигде не мог прижиться, пока в 1586 году папа Сикст Х не установил его прямо на площади Святого Петра в Ватикане. Однако XXI век стал веком сильнейших климатических изменений – на планете стало жарко как в Аду. В этих благоприятных условиях обелиск ожил, открыл глаз и начал усиленно размножаться, заполняя площадь своими родственниками. Собор Святого Петра, построенный из фрагментов окаменевших существ, также проснулся и пытается восстановить давно утраченную связь с богом солнца - Ра». О воркшопе С 4 по 8 мая прошел воркшоп «От современного искусства к архитектуре», в котором приняли участие архитекторы, искусствоведы, художники и иллюстраторы. Главная идея — поиск единого структурного начала в современном искусстве и архитектуре. Задачей участников было выявить техники перевода языка современного искусства на язык архитектуры. Каждая команда использовала в качестве объекта анализа произведение современного искусства. Требовалось изучить его внутреннюю логику, принципы построения, контекст и в результате создать архитектурное произведение. Концепция задания и подход к анализу были основаны на методике профессора Юрия Павловича Волчка. Организаторы Студсовет МАРХИ (Катерина Краскова, Мария Ашарина, Ира Григорян, Саша Сигал), преподаватели кафедры «Советская и современная зарубежная архитектура» (Варя Ламбрихт, Екатерина Рыбакова, Егор Белаш) Кураторы: МАРХИ, ВШЭ, МАРШ, НИИТИАГ Сайт мероприятия (http://workshopmarchihse.tilda.ws/) Защита итоговых проектов (https://www.youtube.com/watch?v=7R7k1NCC5kQ)