Проект «УРОБОРОС» был создан в рамках воркшопа "От современного искусства к архитектуре". Впервые опубликован в журнале "Проект Россия" Кураторы: Лена Борисова (МАРШ, СОФТ КУЛЬТУРА), Виктория Цыганкова (МАрхИ) Команда: Полина Юровских (МГУ), Екатерина Баринова (ВГТУ), Анастасия Видович (МАрхИ), Серофим Шильников (МАрхИ), Дарья Бельская (КГАСУ) Выбранные произведения Мы вдохновлялись инсталляциями Олафура Элиассона и Энн Вероники Джессенс, основной инструмент и «герой» их работ — это свет. Он неосязаем и многогранен. Он помогает нам увидеть этот мир, но в то же время может обмануть наше зрение. Он неподвижен, но в то же время динамичен. В ходе воркшопа мы выполнили ряд упражнений для того, чтобы сформулировать историю, которая стала основой итоговой формы. Мы анализировали разные аспекты света. В первом упражнении мы рассматривали цвет, затем, отбросив цвет, мы работали с понятием тени, и, наконец, попытались отразить понятия в формах. Упражнение 0 Первым заданием для команды стало выразить свое отношение к представленным инсталляциям. Каждый из нас выполнил миниатюрный экспериментальный макет. Даша решила рассмотреть отношения формы и цвета. В параллелепипед с цветными полупрозрачными гранями она заключила скульптуру. Под воздействием света форма начинает искажаться в зависимости от местоположения источника света. Полина нарисовала несколько разных цветовых сочетаний и наложила сверху на них желтую смятую кальку, чтобы показать, как цветной свет воздействует на формы и цвета. Серофим сделал макет зала-купола, с смотровым отверстием для одного зрителя. Так он проиллюстрировал важность ракурса в восприятии объекта. Катя сконцентрировалась на том, какую энергетику имеет каждый цвет и какие рефлексы образует каждый из них. Она провела эксперимент с наложением фильтра. Настя попыталась запечатлеть момент образования цвета и показать, как свет порождает цвет. Упражнение 1 Каждый из участников записал на бумажке 30 слов, отражающих чувства, вызванные инсталляцией. Они послужили основой для составления ментальной карты. Выписанные слова мы сложили в смысловые группы. Так у нас выделилось несколько тем, среди которых мы определили ключевые понятия. Разбирая слова, мы заметили две особенности: во-первых, на планшете скопилось много антонимичных понятий, во-вторых, значительное количество слов означало процессы. Так появилось название нашей группы — «Уроборос». Змея, поедающая себя, — одновременное созидание и разрушение, древний символ, означающий бесконечность процессов. Упражнение 2 Затем мы решили найти связь между выделенными понятиями. Возникла смысловая цепочка: вибрация, мираж, поглощение, параллельный мир, двойственность. Вибрация вызывает мираж, поглощающий нас и переносящий в параллельный мир. Но чем вызвана вибрация? Может быть, она вышла из параллельного мира? Двойственность стала конечным звеном смысловой цепочки! Так у нас выстроилась целая вселенная, основанная на пяти ключевых понятиях. Основной задачей третьего дня стало создание образа для каждого слова. Обычно перед архитекторами стоит задача одухотворить материю, но в данном случае действовать приходилось в обратном порядке. Мы должны были найти способ изобразить что-то, не имеющее конкретной формы. Каждый участник с помощью жеребьевки выбрал одно из выделенных нами понятий и, на основе техники пушуар, создал изображение, отражающее это понятие. Суть техники заключается в том, чтобы создать некий штамп. Материалы для штампа были собраны нами из всего, что оказалось под рукой. В основном это были растительные элементы, собранные во дворе. Даше попался мираж. Она создала ряд иллюзий, завлекающих зрителя. Полина осмыслила параллельный мир как мир противопоставлений нашему. Серофиму досталась вибрация. Поскольку согласно легенде вибрация пришла к нам из параллельного мира, он изобразил глаз, приоткрывающий нам завесу этого мира. Катя получила «поглощение». Она взяла за основу четыре стихии. И на основе взаимного вычитания собрала ряд иллюстраций. Настиным понятием стала двойственность. Она вынесла изображение за пределы лист и тем самым стерла грань между мирами. Таким образом, к концу третьего дня наши образы получили материальное воплощение. Упражнение 3 Следующим этапом стал переход к формам, но на этот раз каждый из нас должен был выразить в объеме одновременно пять понятий. По сути у нас должно было получиться пять отдельных предложений на заданную тему, на основе которых мы бы определили, какие формы наиболее ясно отражают выбранные понятия. Изначально мы видели итоговый макет как слияние пяти вариантов. Однако при их совмещении мы заметили, что в каждом из макетов в большей степени проявилось одно понятие. Так, в макете Насти мы увидели кратеры, которые, могли образоваться в результате вибрации. Он стал основанием. Элементы Серофима, изначально составлявшие целое, разошлись под действием вибрации. Они стали символом двойственности. Мираж нам напомнили колонны Кати. Под воздействием вибраций они пытаются обрести материальность, стремятся стать контрофорсами. Макет Даши показался нам похожим на воронку и мы связали его с поглощением. Он стал проводником в параллельный мир. Сам мир неожиданно сжался до точки. Ее сделала Полина. Но точкой она кажется лишь нам, это другая реальность, которая не может быть в полной мере описана и изображена доступными нам методами. Удивительным открытием для нас стало наблюдение наших кураторов. Они соотнесли полученные элементы с элементами здания. Так мы получили набор из колонн, контрфорсов, границ, крыши и двери. Мы получили пять элементов, у каждого из которых есть определенная роль в системе, на основе этого мы создали макет. Так в одном художественном пространстве сосуществуют два мира, что и олицетворяет двойственность и закольцовывает композицию. О воркшопе С 4 по 8 мая прошел воркшоп «От современного искусства к архитектуре», в котором приняли участие архитекторы, искусствоведы, художники и иллюстраторы. Главная идея — поиск единого структурного начала в современном искусстве и архитектуре. Задачей участников было выявить техники перевода языка современного искусства на язык архитектуры. Каждая команда использовала в качестве объекта анализа произведение современного искусства. Требовалось изучить его внутреннюю логику, принципы построения, контекст и в результате создать архитектурное произведение. Концепция задания и подход к анализу были основаны на методике профессора Юрия Павловича Волчка. Организаторы Студсовет МАРХИ (Катерина Краскова, Мария Ашарина, Ира Григорян, Саша Сигал), преподаватели кафедры «Советская и современная зарубежная архитектура» (Варя Ламбрихт, Екатерина Рыбакова, Егор Белаш) Кураторы: МАРХИ, ВШЭ, МАРШ, НИИТИАГ Сайт мероприятия (http://workshopmarchihse.tilda.ws/) Защита итоговых проектов (https://www.youtube.com/watch?v=7R7k1NCC5kQ)