Людовик XIV и классическая система французского театра Влияние на процесс эволюции французского театра 18 века оказали философы - просветители, которые подвергли критике государственное и социальное устройство общества и его проявления во всех сферах общественной жизни. Пространство сцены, в этом случае, стало удобным местом для трансляции новых идей. В стилевом отношении французский театр в Эпоху Просвещения представлял собой конфликт между двумя художественными направлениями: классицизма и реализма, — в аристократическом театре и театре для народонаселения соответственно. Но чтобы понимать изменения, внесенные в театральное устройство под влиянием просветителей, сначала обратимся к позициям традиционной системы — придворно-аристократического театра. Придворно-аристократический театр Главной задачей классической театральной системы было представление программы монархического государства при помощи основ драматургии, декораций и устройства всего театра в целом. Игровые точки располагались только на авансцене и симметрично, не используя глубину сцены, а сюжетная линия спектакля направляла внимание зрителя на конфликт действующих лиц между собой, которые не выходили за рамки общественных устоев и, по сути, просто развлекали зрителей. Сценография В основе сценографии была заключена система выражения божественного порядка (солнце - центр вселенной, которому подчинено вращение небесных тел) еще со времен правления Короля Людовика XIV. Именно он задал программу усиления королевской власти, чтобы при помощи визуального ряда декораций устанавливать модель поведения человека в обществе. Декорации делили пространство сцены на 3 уровня: «Обитель солнечного бога», «Царские чертоги» и низшая ступень — «Ад» и «Тюрьмы». Так, на подсознательном уровне зрителю внушалось устройство мира и его места в нем. Объемно-планировочное решение Устройство театра внутри поддерживало принцип иерархии ярусным типом, разделяющим зрителей в зависимости от их классовой принадлежности. Сценические коробки увеличивали в глубину для размещения многочисленных серий символических декораций. Внешний облик театров транслировал парадность и величие архитектуры. Расположение в городском ансамбле Принцип подчинения системе прослеживается и в градостроительной роли театральных сооружений. Театр был либо пристройкой к дворцу, имеющей отношение, таким образом, к высшему обществу, или располагался в парковом ансамбле неподалеку от главного дома и согласованный с его стилистическими особенностями. Иногда занимал территорию среди ансамбля центральных городских площадей, что так же подчеркивало подчинение условиям местности. В итоге вся система была ориентирована на одну идею — укрепление власти монарха, а формы на разных уровнях служили ее визуальным воплощением.