Просветители и народный театр Со второй половины 18 столетия на больших бульварах Франции, которые были местом прогулок простых людей, стали возникать театры, ориентированные на народ и формировавшиеся под влиянием философов-просветителей. Новые установки в театральной сфере были направлены на уход от аристократической искусственности к реалистическим художественным принципам, которые бы отражали повседневную жизнь. Cценография Один из основоположников формирования новой театральной системы, Д. Дидро настаивал на том, чтобы театр перестал быть развлечением. На сцене он предлагал разместить комнату человека из простого народа и заполнить ее простыми людьми и предметами их быта. Также Дидро был против симметричного расположения актеров по плоскости авансцены и хотел рассредоточить игровые точки в глубину сцены, таким образом используя всю ее полезную площадь. Актерскую игру Дидро видел не в проявлении чувств, а в умении передавать их внешние признаки, так как считал, что только такой актер не переменчив и может отзеркаливать окружающую жизнь с высокой точностью. Стремление сделать театр реалистическим видом искусства привело к ослаблению символической функции театральной сценографии, характерной для придворного театра. И если в классическом театре декорации служили фоном спектаклю, то в этом случае они вступили во взаимодействие с актером. По сюжетной линии спектакля герои уже не выясняли отношения между собой, а противопоставляли себя общественному порядку, расшатывая, таким образом, систему. Объемно-планировочное решение Еще одним из просветителей, труды которого влияли на облик театров Франции, был Ж. Руссо. Задачей театра он считал быть национальным и народным, а главный недостаток устройства общества видел в неравенстве сословий и неестественность поведения высших чинов. Поэтому архитекторы в организации некоторых театров стали использовать амфитеатральный тип вместо ярусного, который олицетворял иерархию. При таком решении зала, по идее, зрители должны были чувствовать себя равными друг другу. В связи с сокращением лишних декораций происходило сужение сценической коробки и попытки увеличения авансцены для свободного расположения актеров. В решении фасадов поддерживалось стремление к естественности и уходу от любых визуальных принципов зрелищности в пользу геометрической чистоты здания. Расположение в ансамбле Театры, ориентированные на народ, чаще всего играли независимую от окружающего ансамбля роль. Своей массовой хаотичной застройкой они способствовали образованию силуэта города. А в случае единичного объема, контрастировали с окружением своей простотой аскетичной формой. И это тот случай, когда по сравнению с чистым объёмом неуместным становилось уже само декорированное окружение, что способствовало его перепланировке. В результате, на видоизменения французского театра оказала деятельность философов-просветителей, которые создавали идейное поле, а на него уже ориентировались архитекторы в своих театральных проектах. На картинке схематичные примеры отличия традиционной системы театра от просветительской

Теги других блогов: театр Франция просветители