Архитектура театра в России на рубеже 18-19 столетий. Заключение. К концу 18 столетия Россия, вобрав в себя весь спектр впечатлений, который произвел французский опыт, включая опыт революции, представила свою версию влияния идей просвещения, что отразилось в театральной архитектуре. Понимая роль и значение театра в устройстве общества, представители власти принимали меры по усилению контроля над всеми театрами страны и стремились хотя бы зрительно уменьшить разрыв между сословиями. На основе такой позиции можно наблюдать характерные различия архитектуры французских и русских театров по общим параметрам. Сценография Для просветителей Франции задачей было отразить реальные условия быта на сцене, исключив с нее декорации. В России театральные художники создавали идеализированное представление о жизненном укладе народа. Эффект декораций в этом случае наоборот усиливали, благодаря чему возникла вереница приемов русской сценографии. Объемно - планировочное решение В Российских театрах, ориентированных на народонаселение, ярусный тип, как олицетворение иерархии, был уравновешен перенесением царской ложи из центра к остальным. А принцип амфитеатрального построения, в отличие от Франции, использовали почти всегда в театрах придворных. Таким образом, организация сословно-замкнутых театров поддерживала общее настроение "игры" в равное общество, где не было чинов и званий. Внешний облик придворных театров не выделялся и вступал во взаимодействие с городской застройкой на равных условиях, совпадая с ритмом рядом стоящих зданий. В некоторых придворных и усадебных театрах встречался прием имитации парадного входа со стороны главной улицы. Так экстерьер театров демонстрировал их внешнюю доступность, хотя реальный вход осуществлялся с боковых сторон. * Примечательно для России, что навыки, обретенные при обустройстве сценического помещения внутри, постепенно вышли за рамки здания и стали использоваться при организации городской среды. Так, архитекторы проектировали площадь вокруг театра, следуя логике построения внутритеатрального помещения. Восприятие сценического действия усиливала эллипсовидная организация зрительного зала, сужающаяся по направлению к сцене. Аналогично обустраивали и площадь вокруг театра: разлиновка дорог огибала театр полуовальным решением площади, фиксируя, таким образом, внимание человека на фасаде, так же как фиксирует внимание зрителя сцена за счет сужающегося к ней овального построения зрительного зала. Расположение театра в ансамбле Французские аристократические театры подчеркивали статус расстановкой визуальных акцентов на своем превосходстве. Народные театры контрастировали с окружающей застройкой своей простой формой. Россия, в свою очередь, снижала зрительный уровень превосходства театров аристократии, образуя их композиционное единство с городом, и стремилась возвысить значение театра общедоступного, чтобы не допустить их разделения и, как следствие – конфликта в обществе. Так, публичные театры представляли собой композиционный центр и развивали направленность быть обращенными всеми сторонами к городу, олицетворяя идеи открытости и “естественного порядка”. Итогом таких поисков стал круглый объем здания, где не было граней и вся поверхность работала как архитектурный акцент, а доступ осуществлялся с любой стороны. И если идеи просвещения во Франции отделили традиционную форму театра от народной, то в России принцип иллюзорности, как результат переосмысленных просветительских идей, объединял театральную структуру и стимулировал развитие выразительных приемов, направленных на стабилизацию общества. На изображениях характерные примеры российских театров: придворный, усадебный, публичный. И схематичная разница между тем, на чем акцентировали внимание архитекторы в планировке русских и французских театров. P.S. На этом я завершаю своё пребывание здесь в качестве редактора. Благодарю за эти две недели!

Теги других блогов: архитектура театр Россия